Кто ввел моду на загар и короткую стрижку

В начале XX века в моде все еще были длинные платья и пышные прически. Однако ситуация постепенно менялась. Движение за эмансипацию достигло определенных успехов, и все больше женщин начинали вести активный образ жизни: заниматься спортом, работать, добиваться самостоятельности. Внутренняя свобода влияла и на изменение внешнего облика дам. Женский костюм медленно, но неуклонно упрощался, становился более практичным. А некоторые женщины решались даже на короткие стрижки.

В 1903-м коротко подстриглась французская писательница Колетт. В 1909-м это сделала актриса Эве Лавальер, чтобы сыграть подростка. На портрете работы Леона Бакста 1906 года Зинаида Гиппиус изображена с короткими рыжими кудрями. Таких примеров можно найти немало, однако в самом начале века это были только отдельные случаи. В основном женщины носили прически из длинных волос и даже добавляли к ним шиньоны. Если же женщине приходилось остричься, например из-за болезни, она предпочитала это маскировать. Например, жена писателя Леонида Андреева, по воспоминаниям их дочери, в такой ситуации «подвязывала себе локоны на тесемочке, когда одевала шляпку».

Все изменилось после Первой мировой войны: женщины массово вышли на арену общественной деятельности. Многие отправились на фронт в качестве сестер милосердия. В военных условиях ухаживать за длинными волосами было практически невозможно, к тому же белые платки полностью покрывали головы. Поэтому значительная часть сестер милосердия остригла волосы.

Ситуация в тылу тоже менялась. На оставшихся там женщин легла ответственность за заботу о семьях, многим из них пришлось заменить мужчин на рабочих местах. В стороне от тяжелой работы не оставались даже дамы высших социальных слоев. Поэтому женщины стали отказываться от лишнего, сложного, непрактичного.

Сын знаменитого художника-импрессиониста Пьера Огюста Ренуара Жан вспоминал, как его в госпитале навещала жена брата. Она приехала в юбке до колен и с коротко подстриженными волосами: «Новый, никогда прежде не виденный облик Веры настолько меня поразил, что я не сразу понял смысл рокового известия. Мы помнили девушек с длинными волосами. Понятие женской прелести было для нас связано с прическами, и вдруг мы очутились перед новой Евой: за несколько месяцев она освободилась от символов своей зависимости. Наша раба, наша половина сделалась нашей ровней, нашим товарищем».

На роль революционерок, популяризовавших короткие стрижки в военную и послевоенную эпоху, претендовали многие известные женщины. Например, модельер Коко Шанель рассказывала, что однажды сушила волосы над газом, сожгла несколько прядей, и ей не оставалось ничего другого, кроме как остричь их. Другие подхватывали эту моду. Однако нельзя сказать, что короткую прическу ввела в моду конкретная женщина: этот тренд стал логическим продолжением изменения роли женщины в обществе.

За стрижками было легче ухаживать, особенно во времена, когда теплая вода и мыло были едва ли не роскошью. Они символизировали новую, освобожденную женщину, которая сама распоряжалась своей жизнью. С ними проще было двигаться и танцевать популярные в ту эпоху быстрые танцы. Короткие волосы гармонировали и с упростившейся одеждой — платьями, подол которых также укоротился.

Конечно, поначалу немногие отваживались на такой эксперимент. К тому же консерваторы критиковали новую моду. Однако чем дальше, тем больше короткие стрижки завоевывали мир, и уже к середине 1920-х даже те, кто не решался отрезать длинные волосы, укладывали их так, чтобы сымитировать модные прически «под мальчика».

В начале XX века в моде все еще были длинные платья и пышные прически. Однако ситуация постепенно менялась. Движение за эмансипацию достигло определенных успехов, и все больше женщин начинали вести активный образ жизни: заниматься спортом, работать, добиваться самостоятельности. Внутренняя свобода влияла и на изменение внешнего облика дам. Женский костюм медленно, но неуклонно упрощался, становился более практичным. А некоторые женщины решались даже на короткие стрижки.

В 1903-м коротко подстриглась французская писательница Колетт. В 1909-м это сделала актриса Эве Лавальер, чтобы сыграть подростка. На портрете работы Леона Бакста 1906 года Зинаида Гиппиус изображена с короткими рыжими кудрями. Таких примеров можно найти немало, однако в самом начале века это были только отдельные случаи. В основном женщины носили прически из длинных волос и даже добавляли к ним шиньоны. Если же женщине приходилось остричься, например из-за болезни, она предпочитала это маскировать. Например, жена писателя Леонида Андреева, по воспоминаниям их дочери, в такой ситуации «подвязывала себе локоны на тесемочке, когда одевала шляпку».

Все изменилось после Первой мировой войны: женщины массово вышли на арену общественной деятельности. Многие отправились на фронт в качестве сестер милосердия. В военных условиях ухаживать за длинными волосами было практически невозможно, к тому же белые платки полностью покрывали головы. Поэтому значительная часть сестер милосердия остригла волосы.

Ситуация в тылу тоже менялась. На оставшихся там женщин легла ответственность за заботу о семьях, многим из них пришлось заменить мужчин на рабочих местах. В стороне от тяжелой работы не оставались даже дамы высших социальных слоев. Поэтому женщины стали отказываться от лишнего, сложного, непрактичного.

Сын знаменитого художника-импрессиониста Пьера Огюста Ренуара Жан вспоминал, как его в госпитале навещала жена брата. Она приехала в юбке до колен и с коротко подстриженными волосами: «Новый, никогда прежде не виденный облик Веры настолько меня поразил, что я не сразу понял смысл рокового известия. Мы помнили девушек с длинными волосами. Понятие женской прелести было для нас связано с прическами, и вдруг мы очутились перед новой Евой: за несколько месяцев она освободилась от символов своей зависимости. Наша раба, наша половина сделалась нашей ровней, нашим товарищем».

На роль революционерок, популяризовавших короткие стрижки в военную и послевоенную эпоху, претендовали многие известные женщины. Например, модельер Коко Шанель рассказывала, что однажды сушила волосы над газом, сожгла несколько прядей, и ей не оставалось ничего другого, кроме как остричь их. Другие подхватывали эту моду. Однако нельзя сказать, что короткую прическу ввела в моду конкретная женщина: этот тренд стал логическим продолжением изменения роли женщины в обществе.

За стрижками было легче ухаживать, особенно во времена, когда теплая вода и мыло были едва ли не роскошью. Они символизировали новую, освобожденную женщину, которая сама распоряжалась своей жизнью. С ними проще было двигаться и танцевать популярные в ту эпоху быстрые танцы. Короткие волосы гармонировали и с упростившейся одеждой — платьями, подол которых также укоротился.

Конечно, поначалу немногие отваживались на такой эксперимент. К тому же консерваторы критиковали новую моду. Однако чем дальше, тем больше короткие стрижки завоевывали мир, и уже к середине 1920-х даже те, кто не решался отрезать длинные волосы, укладывали их так, чтобы сымитировать модные прически «под мальчика».

Коко Шанель: великая королева моды

19 августа 1883 года родилась одна из самых влиятельных женщин в мире моды. Идеи, которые Коко Шанель воплотила в начале XX века, оказались поистине революционными. FashionTime.ru рассказывает историю ее успеха и вспоминает самые интересные моменты биографии дизайнера.

Кто ввел моду на загар и короткую стрижку

Коко Шанель освободила женщин от удушающих корсетов, длинных пышных юбок, экстравагантных шляп и замысловатых украшений. Простые, строгие, четкие линии пришли на смену рюшкам и оборкам. Женщины не сразу приняли гениальную философскую концепцию Шанель: чтобы великолепно выглядеть, необязательно быть молодой и красивой.

Каждый день мы сталкиваемся с вещами или явлениями, вошедшими в моду благодаря Габриэль Шанель: маленькое черное платье, твидовый жакет, красная помада, легкий, естественный загар, спортивная одежда и туфли-балетки.

Коко Шанель родилась во французском городе Сомуре. После смерти матери Шанель отец оставил семью, и детство девочка провела в приюте, а потом в монастыре. В 18 лет она устроилась продавцом в магазин одежды, а в свободное время пела в кабаре. Любимыми песнями Габриэль Шанель были «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qua vu Coco», за что ей и дали прозвище – Коко.

Кто ввел моду на загар и короткую стрижку

Коко Шанель не преуспела в качестве певицы, однако во время одного из ее выступлений офицер Этьен Бальзан был очарован Коко. Она переехала жить к нему в Париж, но вскоре ушла к Артуру Капелю. Именно он помог Габриэль открыть в Париже в 1909 году магазин женских шляпок. Любовь к нему Шанель пронесла через всю свою жизнь, оплакивая его смерть и вдохновляясь любовью к нему (легендарную сумку The Boy дизайнер создала в память о любимом, которого все звали Боем).

Артур научил Шанель вести бизнес. Открытие временного магазина на любимых богатыми клиентками курортах – это была его идея.

В военные годы дом моды Шанель переместился на улицу Камбон, где и находится по сей день, как раз напротив отеля Ritz. К 1919 году у Коко Шанель уже были клиенты во всем мире. Многие носили ее фланелевые блейзеры, юбки свободного покроя, длинные свитера из джерси, матроски и знаменитый костюм (юбка + жакет). Сама Коко сделала себе короткую стрижку, носила маленькие шляпки и солнечные очки.

Кто ввел моду на загар и короткую стрижку

Но не только модой ограничивается сфера влияния Шанель – ее стремление к элегантной простоте совпала с актуальными течениями мирового искусства первой половины века. Габриэль была знакома со многими великими людьми: Пабло Пикассо, композитором Игорем Стравинским, драматургом Жаном Кокто, известным балетным импресарио Сергеем Дягилевым. Коко всегда восхищалась русскими, среди ее друзей и поклонников были Великий князь Дмитрий Павлович, Серж Лифарь, Илья Зданевич.

Многие искали общения с известной художницей просто из любопытства, однако с удивлением находили Коко неглупой, остроумной, оригинально мыслящей женщиной. Сам Пикассо назвал ее «самой рассудительной женщиной на свете», мужчин привлекала в ней не только внешность, но и неординарные личные качества, сильный характер, непредсказуемое поведение. Коко Шанель была то неотразимо кокетлива, то чрезвычайно резка, прямолинейна, даже цинична.

«Кокетство — это победа разума над чувствами»,– любила повторять Шанель.

Именно ей мы должны быть благодарны за многие вещи, которые мы сегодня уже не считаем открытиями. тем не менее в свое время эти инновации наделали немало шума:

  • Маленькая сумка Chanel 2.55. Шанель была возмущена тем, что многие дизайнеры, создавая что-то, руководствовались лишь полетом своей фантазии, и никогда не думали об удобстве женщины. Почему никому в голову не пришло создать небольшую дамску сумку для походов в театр, чтобы не держать все необходимое в руках? Та ки появилась легендарная сумка 2.55, в названии которой Габриэль зашифровала месяц и год ее создания (февраль 1955 года).
  • Красная помада. В 1924 году Габриэль Шанель выпускает свою первую губную помаду, которую отличают насыщенный цвет и функциональность упаковки. Кстати, создавая сумку 2.55, Мадемуазель предусмотрительно позаботилась о специальном кармане для помады, чтобы всегда иметь ее под рукой. «Принято считать, что глаза – это зеркало души, почему же не признать, что губы – это проводник сердца?»– говорила она, чтобы подчеркнуть важность губ в выражении эмоций.
  • Естественный загар. Шанель ввела моду на легкий загар и здоровый цвет кожи. Она сама с удовольствием проводила время на пляжах Канн, Биаррица и Довиля. Кстати, последнее место было увековечено в фильме Карла лагерфельда, посвященного юбилею со дня октрытия первого магазина Chanel (это произошло в как раз в Довиле).Роль Шанель в мини-фильме исполнила Кира Найтли.

Так был рожден новый стиль жизни, который спустя десятилетия послужил вдохновением для линии тональных средств, делающих макияж кожи практически невидимым. Здоровый цвет лица, как после прогулки на свежем воздухе, естественное сияние, кожа, будто слегка тронутая морским загаром.

Кто ввел моду на загар и короткую стрижку

Кто ввел моду на загар и короткую стрижку

В 1920–1930-е годы Коко Шанель создала множество нарядов, которые вошли в историю моды. Кроме того, в 1921 году появились знаменитые духи Chanel № 5, а также был открыт бутик аксессуаров в Париже. В 1926 году американский журнал Vogue приравнял по универсальности и популярности маленькое черное платье к автомобилю Ford. Несмотря на огромный успех моделей Шанель, в 1939 году Коко закрыла все бутики и Дом моды в связи с началом Второй мировой войны. Многие кутюрье покинули страну, но Коко осталась в Париже.

Когда после войны ее обвинили в связи с немецким дипломатом, Шанель заявила: «Если в моем возрасте появляется любовник моложе меня на 15 лет, я не спрашиваю, какой он национальности».

Кто ввел моду на загар и короткую стрижку

Коко Шанель всегда ревностно относилась к работе конкурентов, и никогда не оставляла без колких замечаний их работы. Говорят, однажды король женской моды Поль Пуарэ, считавшийся единственным тогда авторитетом в мире моды, встретившись на одном из светских мероприятий с Шанель, решил высмеять Габриэль:

Дорогая Шанель, примите мои соболезнования. Вы постоянно ходите в черном. По ком у вас траур? – спросил модельер Поль Пуарэ, известный любитель ярких цветов, сложных нарядов и костюмированных балов.
– По вам, мой дорогой, по вам,– коротко ответила Шанель.

В послевоенные годы у Коко Шанель появился опасный конкурентКристиан Диор, который сделал женщин похожими на цветы, одев их в кринолин, затянув им талию и напустив многочисленные складки на бедра. Мадемуазель Коко была очень ревнива и прижимиста. Она всегда носила с собой ножницы, и был случай, когда Шанель, увидев костюм Givenchy на одной из своих манекенщиц, подошла и мгновенно вспорола его, сказав, что теперь костюм выглядит лучше.

Кто ввел моду на загар и короткую стрижку

Кто ввел моду на загар и короткую стрижку

В 1950–1960-е годы Коко Шанель сотрудничала с различными голливудскими студиями, одевала таких звезд, как Одри Хепберн и Лиз Тэйлор. В 1969 году легендарная актриса Кэтрин Хепберн исполнила роль Шанель в бродвейском мюзикле «Коко». В 1954 году в возрасте 70 лет она с триумфом вернулась в мир моды. Первой реакцией поклонников и прессы на показ новой коллекции Шанель были шок и возмущение – она не смогла предложить ничего нового!

Она никогда не рисовала свои модели на бумаге, предпочитая работать с материалом иглой, нитками и ножницами прямо на манекенщице. Теорий уКоко Шанельне было, она просто следовала своей гениальной интуиции. Примечательно, что сама она брюки носила редко, считая, что этот мужской атрибут женщинам не подходит. Женские колени Шанель считала некрасивой частью тела, а поэтому ее юбки были всегда чуть ниже колен.

Коко Шанель, основательница известного модного Дома, умерла тихой смертью 10 января 1971 года в возрасте 88 лет в номере-люкс отеля «Ритц» в Париже.

Культура

История женской прически

Кто ввел моду на загар и короткую стрижку

Когда началась история женской прически? Вероятно, это произошло в тот день, когда Ева, откусив от яблока, живо заинтересовалась тем, как она выглядит, и занялась своими волосами. О том, в какой из дней появился первый на Земле парикмахер, историки также точно сказать не могут, хотя и бьются над этим вопросом долгие годы. Однако, 13 сентября свой профессиональный праздник будут отмечать мастера расчесок, щипцов, фенов и ножниц. А мы, готовясь к этому дню, отправимся в небольшой экскурс по страницам Истории парикмахерского искусства.

Кто ввел моду на загар и короткую стрижку

Прически, укладки, окраска волос, модные парики – все это знали еще древние ассирийцы, греки, персы и египтяне. Сведения об их прическах дошли до наших дней благодаря археологическим находкам с изображением фараонов, греческих богов, знатных римских матрон и персидских воинов. В древней Греции завивали волосы и приподнимали их к верху при помощи лент; кельтские и германские девушки носили распущенные волосы, дамы же заплетали их в большие косы; персы славились умением окрашивать волосы и бороды, а так же завивать их. В раннем средневековье европейские женщины, напротив, не только тщательно скрывали свои волосы, но и выбривали те места, которые могли выглянуть из-под чепца, а в позднем уже начинают их модно укладывать, выставляя напоказ первые произведения парикмахерского искусства тех времен. Оказывается, стоило только начать! Чепец все уменьшался и уменьшался в размерах и, благодаря Ренессансу, превратился в украшение, а волосы стали заплетать в самые причудливые косы и даже осветлять – это стало модным! Не отставали от дам и кавалеры, не только отращивавшие длинные волосы, но и завивавшие их волнами или в кудри. Реформация поступила с прическами по-своему – мужчины коротко стриглись, а женщины снова прячут волосы под чепцы.

Кто ввел моду на загар и короткую стрижку

Настоящий расцвет парикмахерского искусства начался в эпоху рококо, когда тон моде задавала Франция. Парики, кружева, ленты, гребни, самые удивительные приспособления для создания и сохранения невиданных причесок и уйма времени на их создание – вот что должно было быть у парикмахера того времени. Парижанки носили на голове не волосы — башни из них, украшенные живыми цветами (бутылочки с водой для них прятались внутри прически), чучелами птиц, фруктами и овощами. Конец века 18-го самый экстравагантный период в истории причесок, на тему которых сохранилось множество карикатур, по части которых большими мастерами были англичане, открыто потешавшиеся над неугомонными француженками.

Кто ввел моду на загар и короткую стрижку

Примерно в 1713 году в моду вошли простые и изящные прически с соответствующими названиями – бабочка, тайна, неженка…. Но с середины XVIII века прическа снова безудержно устремилась вверх, превращаясь в сложные сооружения из собственных и накладных волос, а также бесконечного количества украшений. Моду диктовали две дамы – графиня Дюбарри, фаворитка Людовика XV, и молодая дофина Мария-Антуанетта. Последняя, став королевой, большую часть времени была занята изобретением причесок вместе со своим личным парикмахером. Плодом их трудов стали новые прически – взрыв чувствительности, тайная страсть, сладострастная….

Кто ввел моду на загар и короткую стрижку

При всей изысканности названий и разнообразии украшений великолепные прически стали родным домом для… вшей. И того хуже – дабы уберечь прическу от проникновения мышей по ночам на нее надевали стеку-каркас. Были в ходу даже специальные лопатки на длинных ручках, чтобы дама могла почесаться и унять зуд от назойливых жителей модной прически.

Кто ввел моду на загар и короткую стрижку

Французская революция уничтожила многое, в том числе и гигантские прически и парики, хотя милостиво оставила дамам ленты и локоны, ниспадающие на затылок.

Эпоха ампира сделала новым хорошо забытое старое – прически подобные античным, вошедшие в моду во время Наполеоновских войн. Им на смену пришли гладко зачесанные на прямой пробор волосы с узлами по бокам головы и на темени, а также укладки с пучками волос, щедро завитыми в локоны по обе стороны. Век 19-ый славился изящными, но непростыми прическами – тщательно завитыми локонами, косами, уложенными самым причудливым образом. Дамы были прекрасны и романтичны, но сделать такую прическу без умелых рук было невозможно, и парикмахерскому искусству обучали горничных, держали в доме личных парикмахеров, обученных из крепостных.

Кто ввел моду на загар и короткую стрижку

Мода на прически менялась постоянно, но с такой скоростью, как в XX веке никогда! Бурные перемены, связанные с прогрессом, войнами, расцветом культуры и освоением космоса не могли не коснуться и женской прически. Сложные начесы начала 1900-х типа шлем или тюрбан, украшенные жемчужными нитями или цветами, сменили короткие стрижки и перманент 1920-х. Первые короткие стрижки были вызваны не столько модой, сколько необходимостью: началась первая мировая война и у ухаживающих за раненными девушек не было времени на сложные сооружения из длинных волос.

Кто ввел моду на загар и короткую стрижку

Мода на новые прически распространялась с невероятной доселе скоростью, благодаря и кинематографу. В тридцатые годы законодательницей мод, в том числе и на прически, стала киноактриса Грета Гарбо — лик XX века. Самыми популярными стала стрижки а-ля гарсон и каре, а так жепрически буби-копф (из коротких завитых мелкими кудряшками волос), фокстрот, танго и полька. Однако, длинные волосы по-прежнему были в моде: их разделяли на прямой пробор, гладко расчесывали, завязывали узлом или закалывали в пучок на шее, заплетали в косы и укладывали вокруг головы. Украшения для прически стали гораздо скромнее: черепаховые гребни, ленты, броши из бижутерии, скромные кружева.

В военные 40-е в моду входят прически с валиком из волос, а после войны и в 50-е годы волосы стали укладывать волнами надо любом, челку подвивали ярусами, локоны завивали в виде ракушки и улитки, появились изящные сеточки для волос, модные завивки. В парикмахерские буквально выстроились очереди – пришла мода на светлый цвет волос и шестимесячные завивки.

Кто ввел моду на загар и короткую стрижку

Прически 60-х – так когда-то укладывали свои волосы наши бабушки и мамы. Особо модной была прическа колокол и стрижка гаврош. Укладки напоминали листья цветов, челку разделяли на две части и начесывали волосы в объемные прически. Но самую большую популярность приобрела бабетта, сошедшая с киноэкрана благодаря Брижит Бардо, которая вела моду и на прическу конский хвост, и на шиньоны.

70-е годы принесли романтику и женственность, а также моду на готовые прически в виде париков. Самыми модными стрижками с укладкой были: паж, раз и навсегда ставший образом Мирей Матье и творение французского парикмахера, названное в его честь – сассун. Начесы исчезли, оставив место для пышных «африканских» завивок как у Анжелы Дэвис.

80-е дали волю фантазии, предоставив парикмахерам вторить практически все, что им вздумается, вплоть до индейских «ирокезов», но на первом месте оказались спортивные стрижки с асимметричной челкой, пробором и завивкой, укладка каре и… окраска перышками и в самые невероятные цвета, переходящие один в другой. Фигурные заколки, огромные банты, вязаные повязки – стали новым стилем женских украшений для волос.

Кто ввел моду на загар и короткую стрижку

В конце 80-х годов и начале 90-х пришло великое разнообразие, как в стрижках, так и в укладках. Хотя самой распространенной была простая стрижка каре, количество ее вариантов было многообразным: классическое каре, под углом, градуированное, овальное и множество вариаций на разной длине волос. Тон по-прежнему задавали кино и теле экраны – все стремились быть похожими на популярных звезд. И, если на Западе широко применялись новейшие средства укладки и сохранения формы причесок, то в нашей стране на фоне тотального дефицита женская половина населения выкручивалась, как могла: кудри завивали «на пиве», фиксировали «сахарным сиропом», изобретая совершенно немыслимые чудеса из волос! Стоит вспомнить и популярную в те годы «химическую завивку». Парикмахерская мода стала очень демократичной и на многочисленных парикмахерских конкурсах мастера создавали просто фантастические модели причесок!

Настал новый век и дамы, вдоволь наигравшись «демократией в прическах и цвете волос» стали более женственны и требовательны к своему виду – в моду прочно вошли простота и элегантность. Сейчас носят длинные волосы, из которых можно сделать множество причесок от простого «хвоста» до оригинальной укладки с помощью множества модных заколочек, зажимов, шпилек, ободков или заплетая волосы в множество «африканских» косичек. Не вышли из моды и стрижки, которые приобрели особую элегантность, формируя новые образы, скрывая недостатки овала лица или подчеркивая его достоинства. Цвет волос может быть совершено любым, возможностей для этого более чем достаточно, но предпочтения сместились в сторону естественных цветов, вытесняющих яркие краски.

Кто ввел моду на загар и короткую стрижку

Парикмахерское искусство достигло невероятных высот благодаря не только мастерству парикмахеров, но и предоставленных им достижениями современной науки возможностей. Варианты причесок, которые можно увидеть на международных конкурсах парикмахерского искусства, невероятно фантастичны и больше похожи на картину художника-фантаста, чем на женскую прическу. Однако, кто знает, может быть они станут самыми обычными для дам следующего века?