На дубленой от желтого загара шее

Задание:пользуясь таблицей и ассоциативной схемой, найти обособленные уточняющие члены предложения, выделить их пунктуационно.

· (Где?) Внизу (а именно?), у подножия сосен, уже темно и глухо.

· В углу, у окна за кроватью, кое-как свалены были всевозможные инструменты.

· Далеко, на том берегу, в непроглядной тьме, горело врассыпную несколько ярко-красных огней.

· Впереди нас, за срубленным лесом, открылась довольно большая поляна.

· В степи, на равнине открытой, курган одинокий стоит.

· Где-то близко, за последним холмом, слышатся гулкие всплески волн и тревожный крик чайки.

· Впереди, насколько хватило глаз, виднелись льды и впаянные в них айсберги.

V. Конструирование предложений с обособленными уточняющими обстоятельствами.

1. В предложения ввести уточняющие члены, дополненные предложения записать, правильно расставить знаки препинания.

· Вечером зашел разговор о рыбной ловле.

· Справа находилась небольшая березовая рощица.

· Высокие и толстые деревья окружали нас со всех сторон.

2. В предложения ввести обороты со значением включения, исключения. Правильно расставить знаки препинания.

· Все деревья уже покрылись зелеными листочками.

· Все учащиеся дружно работали в классе.

VI. Фронтальная работа по упражнению 325.

Домашнее задание:§ 52, упр. 326. Словарное слово: уточняющие.

Карточка

Задание:объясните постановку знаков препинания перед союзом как.

· В самые сложные, кризисные моменты Пушкин всегда обращался к Жуковскому, как к мудрому советчику и надежному другу.

· Жуковский, как глубоко религиозный человек, был убежден, что все в мире совершается по раз и навсегда установленному вечному закону.

· Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу.

· Вот от лесу как передовой вестник пронесся свежий ветерок.

· Нынешние мальчишки, как и мы когда-то, отправляются спасать лесную живность.

· Урок 75

· Синтаксический и пунктуационный разбор
предложений с обособленными членами

· Цель:закрепить умения производить синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами предложения.

· Тип урока: закрепление изученного.

· Ход урока

· I. Работа со словарным словом:уточняющие.

· II. Устная разминка по правилам «Обособленные определения, обстоятельства, приложения».

· III. Выборочный диктант.

· Задание: I вариантвыписать предложения с уточняющими членами предложения, II вариантбез уточнений.

· 1. В деревне рано утром начинают петь петухи.

· 2. В доме, в комнате отца, находилась большая библиотека.

· 3. Вечером, часов в шесть, зазвенел телефон.

· 4. На даче, в домике, у них хранился весь инвентарь.

· 5. В школе вечером состоится родительское собрание.

· 6. Из дому выносили мебель: стол, стулья, диван.

· Ключ:I вариант – 2, 3, 4; II вариант – 1, 5, 6.

· IV. Самостоятельное знакомство с теоретическим материалом § 53, 54 (с. 160–161).

· V. Фронтальная работа по упражнению 332.

· Произвести синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

· VI. Индивидуальная работа по упражнению 333.

· VII. Устная работа по контрольным вопросам (с. 162).

· Домашнее задание:§ 53, 54, упр. 330. Словарное слово: интонационная.

· Индивидуальное задание: составить небольшой текст «На стадионе», включив предложения с уточняющими дополнениями с предлогами кроме, помимо, включая, наряду и др.

· Уроки 76–77

· Систематизация и обобщение изученного по теме
«Обособленные члены предложения»

· Цель:повторить и закрепить материал по теме «Обособленные члены предложения».

· Тип уроков: повторительно-обобщающие.

· Ход уроков

· I. Работа со словарным словом:интонационная.

· II. Заслушивание текста «На стадионе» (индивидуальное д/з) с обособленными уточняющими дополнениями.

· III. Устный зачет.

· 1. Обособленные второстепенные члены предложения.

· 2. Обособленные определения.

· 3. Обособленные приложения.

· 4. Обособленные обстоятельства.

· 5. Одиночные деепричастия и ДО.

· 6. Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами.

· 7. Уточняющие члены предложения.

· 8. Запятая перед союзом как.

· 9. Использование в речи деепричастий и ДО.

· 10. Использование в речи причастий и ПО.

· IV. Практическое задание: синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

· 1. И ручеек, толкаясь в камнях, спешит, зовет куда-то вдаль, к неведомым просторам.

· 2. На озере, среди лесов зеленых, кувшинки белые, как звезды, расцвели.

· 3. Так и не заснув, Феня разбудила Машу ни свет ни заря, со вторыми петухами.

· 4. Однажды, в будний день, поутру, я с дедом разгребал на дворе снег, обильно выпавший за ночь.

· 5. Толпа казаков звонко, в несколько голосов, говорила на берегу.

· 6. Заросли, усыпанные большими, в кулак, красными цветами, были видны вдалеке.

· 7. Ночью, ближе к утру, прошел дождь.

· 8. Посреди леса, на расчищенной и на разработанной поляне, возвышалась одинокая усадьба Хоря.

· 9. Ночью, перед рассветом, меня разбудил караульный.

· 10. Вечером, после ужина, я пошел немного побродить по галечниковой отмели.

· 11. Две старушки пили чай, или играли в карты, или просто разговаривали, сидя в плетеных креслах.

· 12. У столика, покрытого длинной скатертью, стояла ваза.

· 13. Ночью, в час, я вышел и увидел высокое звездное небо.

· 14. Много витаминов содержат в себе некоторые ягоды: смородина, черника, малина.

· 15. Там,на берегу Волги, в мачтовом сосняке, водились клесты.

· 16. Я один ходил ловить птиц почти за тридцать верст, в дальний лес.

· 17. На шее, дубленой от желтого загара, собирались толстые, в палец, складки.

· 18. Бабушка вообще очень любила грибы: грузди, опята, маслята.

· 19. Берега заросли высокими, старыми, в три обхвата, осокорями.

· 20. Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи.

· 21. С утра шел тихий дождичек, висевший капельками на листьях, на сучьях, на траве.

· 22. Противоположный степной берег уходил куда-то вдаль и терялся в мутной серебристой мгле.

· 23. В самом дальнем углу парка расположился шахматный павильон – любимое место нашего дедушки.

· 24. Летом охота на зверя возможна только утром, на рассвете, и в сумерки, до темноты.

· 25. Я шел по узкой тропинке у самого края железнодорожной насыпи и напевал какую-то песенку.

· 26. Я присел отдохнуть на широкой песчаной отмели, среди прибрежных зарослей.

· 27. После ночного дождя утром был густой туман, поглотивший всю окрестность.

· 28. Школьный музей разместился в маленьком, в две комнаты, помещении.

· 29. Подле палатки, около самой батареи, на расчищенной площадке была устроена игра в городки.

· 30. Самые скороспелые грибы, березовики и сыроежки, достигают полного развития в три дня.

· Выбор предложения в зависимости от степени его сложности может осуществлять как ученик, так и учитель.

· Учащийся отвечает на один теоретический вопрос и делает синтаксический и пунктуационный разбор одного предложения.

· Домашнее задание: подготовиться к устному зачету (§ 47–54). Словарное слово: досуг.

Урок 78

Обращение, его функции и способы выражения.
Выделительные знаки при обращении

Цель:изучить функции обращения, способы его выражения, пунктуационное выделение.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока

I. Работа со словарным словом:досуг.

II. Самостоятельное знакомство с теоретическим материалом § 55, 56, 57.

Задание: самостоятельно заполнить пустые места в тезисах.

Обращение

– Обращение помогает________________________________

– Назначение обращений ______________________________

– В древнерусском языке обращения выражались с помощью ___________________ падежа.

– В современном русском языке для обращения используют _____________

– В роли обращения обычно выступает __________________

– Графически обращение обозначается __________________

– Обращения бывают ______________ и _________________

– Обращение может находиться ____________ предложения.

– Обращение пунктуационно выделяется ________________

– Междометие о от обращения ________________________

– В предложении обращение _______ является ___________

В итоге получилась памятка для учащихся (запись в справочник).

Пунктуация при уточняющих членах предложения

I. 1. В поле чистом, луны при свете серебристом, в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна. (П.) 2. На юге, в глубоком распадке, светлой змейкой извивалась какая-то река. (Арс.) 3. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. (Пауст.) 4. В углу, у окна за кроватью, кое-как свалены были всевозможные инструменты. (Фад.) 5. Далеко, на том берегу, в непроглядной тьме, горело врассыпную несколько ярко красных огней. (Ч.) 6. Впереди нас, за срубленным лесом, открылась довольно большая поляна. (Л. Т.) 7. В степи, на равнине открытой, курган одинокий сшит. (А. К. Т.) 8. Где-то близко, за последним холмом, слышатся гулкие всплески волн и тревожный крик чайки. (Ф.) 9. Впереди, насколько хватило глаз, виднелись льды и впаянные в них айсберги. (Сан.) 10. Посреди леса, на расчищенной и на разработанной поляне, возвышалась одинокая усадьба Хоря. (Т.) 11. Справа, далеко где-то, запели петухи. (М. Г.) 12. Высокие запыленные тополя шумели от знойного ветра возле большого белого вокзала. (Бун.)

II. 1. Ночью, перед рассветом, меня разбудил караульный и доложил, что на небе видна «звезда с хвостом». (Арс.) 2. Ночью, в час, я вышел. (Бун.) 3. Все поднялись рано, с зарею. (Арс.) 4. Летом охота на зверя возможна только утром, на рассвете, и в сумерки, до темноты. (Арс.) 5. Вечером, после ужина, я пошел немного побродить по галечниковой отмели. (Арс.) 6. После ночного дождя утром был густой туман, потом солнечный день, свежевато. (Пришв.)

III. 1. Однажды после долгого хождения с удочкой по берегу я присел отдохнуть на широкой песчаной отмели среди прибрежных зарослей. 2. Я шел по узкой тропинке у самого края железнодорожной насыпи. (Ч.)

IV. 1. Толпа казаков звонко, в несколько голосов, говорила на берегу. (Л. Т.) 2. Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи. (Л. Т.) 3. С утра шел тихий, без ветра, теплый дождичек, висевший капельками на листьях, на сучьях, на траве. (Л. Г.) 4. В окно, через занавеску, заглядывал скупой рассвет. (Марк.) 5. Школьный музей разместился в маленьком, в две комнаты, помещении. 6. Мы встретились случайно, на углу. (Бун.) 7. На дубленой от желтого загара шее собирались толстые, в палец, складки. (Лид.) 8. Противоположный, чуть пониже, степной берег терялся в мутной серебристой мгле. (Фад.) 9. За рекой, на горе, лес зеленый шумит, под горой, за рекой, хуторочек стоит. (Кол.)

V. 1. Ростовы до первого сентября, то есть до кануна вступления неприятеля в Москву, оставались в городе. (Л. Т.) 2. Подле палатки, около самой батареи, на расчищенной площадке была устроена игра в городки, или чушки. (Л. Т.) 3. Бархат амурский, или пробковое дерево, растет в лесах Приморья. 4. В середине сентября прошлого года Женька Столетов работал во вторую смену, то есть приезжал на лесосеку к пяти, кончал работу после полуночи. (Лип.) 5. Грузовик подобрал нас через три часа, то есть к вечеру. (Сол.)

VI. 1 Бабушка вообще очень любила грибы, грузди в особенности. (Акс.) 2. Самые скороспелые грибы, например березовики и сыроежки, достигают полного развития в три дня. (Акс.) 3. Некоторые казаки, и Лукашка в том числе, встали и вытянулись (Л. Т.) 4. Ночью, особенно в грозу, спать в шалаше ребятам было страшновато. 5. Лето было теплое, даже жаркое. 6. Дорога шла серединой глубокой и широкой балки, подле берега небольшой речки, которая в то время играла, то есть была в разливе. (Л. Т.)

1. Однажды, в будний день, поутру, я с дедом разгребал на дворе снег, обильно выпавший за ночь (М. Г.) 2. Так и не заснув, Феня разбудила Машу ни свет ни заря, со вторыми петухами. (Алекс.) 3. Две старушки пили чай, или, может быть, играли в карты, или просто разговаривали, сидя в плетеных креслах у столика, покрытого длинной, до пола, скатертью. (Триф.) 4. Заросли, усыпанные большими, в кулак, красными цветами, были видны вдалеке. (Бык.) 5. Я один ходил ловить птиц почти за тридцать верст, в Кстовский лес, на берегу Волги, где в мачтовом сосняке водились клесты и ценимые любителями синицы-аполлоновки, длиннохвостые белые птички редкой красоты. (М. Г.) 6. Ночью, по-видимому ближе к утру, прошел дождь. 7. И ручеек, толкаясь в камнях, спешит, зовет куда-то вдаль, к неведомым просторам. (Ф.) 8. На озере, среди лесов зеленых, кувшинки белые, как звезды, расцвели. (Бун.)

дублёный

Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.

Смотреть что такое «дублёный» в других словарях:

ДУБЛЁНЫЙ — ДУБЛЁНЫЙ, ая, ое. Выделанный дублением. Дублёные кожи. Д. полушубок (из дублёной овчины). Дублёное лицо (перен.: обветренное и загрубелое). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ДУБЛЁНЫЙ — ДУБЛЁНЫЙ, дублёная, дублёное (спец.). Выделанный посредством дубления. Дубленые кожи.|| Сделанный из дубленой кожи. Дубленый полушубок. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

дублёный — дублёный, прил.; дублёный полушубок … Русское словесное ударение

дублёный — дублёный, прил … Русский орфографический словарь

дублёный — (прил.) … Словарь употребления буквы Ё

дублёный — ая, ое. 1) а) Подвергшийся дублению. Д ые кожи. б) отт. Сделанный из кож, овчин, подвергшихся дублению. Дублёный полушубок. 2) разг. Обветренный, огрубелый (о коже, лице) Д ые лица матросов. Кожа на руках стала дублёной от ветра … Словарь многих выражений

дублёный — прил. На Олеге был дублёный полушубок … Орфографический словарь русского языка

дублёный — дубл/ён/ый, прил … Морфемно-орфографический словарь

недублёный и не дублёный — недублёный и не дублёный, а. прил … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Хуй дублёный — Жарг. угол. Неценз. Шутл. одобр. Опытный, бывалый человек. Мокиенко, Никитина 2003, 367 … Большой словарь русских поговорок