Совершенно не тронутое загаром лицо

  • систематизировать материал по теме «не с разными частями речи», изученный в 5-9 классах, дополнить объём материала, установленного школьной программой;
  • сформировать прочный и осознанный навык правописания НЕ с разными частями речи;
  • продолжать подготовку учащихся к ЕГЭ, отрабатывать навык выполнения тестовых заданий

Тип урока: урок систематизации, обобщения и закрепления знаний

Оборудование: таблица «НЕ с разными частями речи», интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал.

I. Организационный момент

II. Орфографическая работа

(Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени и суффиксов причастий прошедшего времени – задание А16 ЕГЭ)

Произносишь, обидевший, преобразуемый, служишь, перекинешь, относишься, выспишься, заключается, замасленный, видимый, приклеенный, курлычущие (журавли), увидишься, забудешь, приемлемый, защебечут, удержат, кажущийся, заблудишься, восстановленный, незабываемый, колышущиеся.

Для успешного выполнения данного задания учащиеся должны:

  • определять спряжение глаголов (произносишь – произносить – II спр. – пишем И; курлычУщие – курлыкать – I спр. – У)
  • видеть гласную инфинитива: обидЕвший – обидЕть
  • помнить о «коварной» приставке вы-, которая перетягивает на себя ударение (выспишься – спИшь – II спр.)

III. Постановка темы и целеполагание урока

На слайде слова Дмитрия Лихачёва.

(Не)упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется (не)интересно. На земле нет (не)интересных мест: есть только (не)интересующиеся люди, люди, (не)умеющие находить интересное, внутренне скучные. Надо уметь погружаться в атмосферу того места, куда вас забросила судьба… (Д. Лихачёв)

Задание:
Прочитайте текст. О чём слова Лихачёва? Как вы понимаете смысл данного высказывания? Спишите, раскрывая скобки, объясните орфограммы, расскажите правила орфографии, которыми вы руководствовались. Сформулируйте тему урока.

IV. Систематизация материала по теме урока

Работа с таблицей (слайды и раздаточный материал для учащихся)

  • если без НЕ не употребляется
  • если можно подобрать синоним без НЕ
  • если есть или подразумевается противопоставление с союзом а
  • если есть частицы вовсе не, далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, ещё не, пока не

Отрицательные и неопределённые местоимения и наречия

Глаголы и деепричастия

Отглагольные прилагательные и причастия

  • полные формы
  • нет зависимых слов
  • нет противопоставления с союзом а
  • нет частиц вовсе, далеко не, ничуть не и др.
  • краткие формы
  • есть зависимое слово
  • есть противопоставление с союзом а
  • есть частицы вовсе не, далеко не, ничуть не и другие

Особое внимание учащихся обращаем на следующие моменты:

  • наличие слов, указывающих на слитное/раздельное написание не с прилагательными и наречиями.

Самым неоднозначным из пояснительных слов является слово СОВСЕМ. Если СОВСЕМ=ОЧЕНЬ, то НЕ пишется слитно. Если СОВСЕМ = ВОВСЕ, ОТНЮДЬ, то НЕ пишется раздельно.

  • противительный союз НО предполагает слитное написание: некрасивая, но дорогая игрушка
  • Запомни: не кто иной, как; не что иное, как
  • Несмотря на, невзирая на – предлоги (а не деепричастия)
  • Не путать частицу НЕ с приставкой НЕДО- у глаголов. Приставка «НЕДО-» имеет значение «недостаток по сравнению с нормой» Пленные недоедали (недостаток по сравнению с нормой), не доел суп (не закончил действие), недоглядеть за ребёнком, не доглядеть фильм.

V. Тренировочные задания

1. Спишите, раскройте скобки (задание на слайде)

(Не)выспавшиеся дети, давно (не)спавший старик, (не)прекращающаяся борьба, (не) прекращавшийся в течение суток дождь, (не)ржавеющая сталь, совершенно (не)освоенная область, абсолютно (не)исследованные пространства, почти (не)тронутая почва, (не) тронутое загаром лицо, нигде (не)напечатанные статьи, (не)довязанный старушкой платок, открыто (не)высказанное недовольство, роман (не)прочитан, работа (не)завершена.

2. Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их характеристикой.

(Ключи: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-А, 5-Б 6-В)

3. Укажите правильный вариант ответа

Слово пишется слитно

А) Можно ли жить, (не)жертвуя ничем?
Б) Он предпочёл остаться (не)узнанным.
В) Человеку, (не)уверенному в своих силах, трудно победить.
Г) Мне (не)(к)кому обратиться за помощью.

А) Хлеб в магазине вовсе (не)свежий.
Б) Жизнь в деревне спокойна и (не)тороплива.
В) Ошибки в работе по-прежнему (не)исправлены.
Г) Это была жизнь человека, как будто (не)созданного для счастья.

Слова пишутся раздельно

А) В его словах (не)было ничего странного.
Б) На мониторе мобильного телефона темнела надпись: «(Не)отвеченный вызов»
В) (Не)которое время я поживу в деревне.
Г) Мужчина (не)доумевающе смотрел на меня.

А) Это (не)придуманная, а происходившая на самом деле история.
Б) Нельзя быть таким (не)собранным.
В) (Не)вежливо так поступать.
Г) В зале раздались (не)годующие крики.

4. В каком ряду (рядах) слова с НЕ следует писать одинаково

А) (не)лишён, вовсе (не)друг, (не)с?кого, (не)который
Б) (не)создан, (не)пой, (не)объятный, (не)фотограф
В) совершенно (не)красивый, (не)причёсанный, (не)взирая на то что, (не)кому
Г) ничуть (не)обиженный, (не)обязан, (не)приспособленный к условиям, (не)раз.

(Ответ: В– слитно, Г – раздельно)

5. Укажите неправильный вариант написания

1. А) некоторые слова
Б) неумный мальчик
В) неуверенный человек
Г) невидимые миром слёзы

2. А) не что иное как
Б) не должен
В) не здоровится
Г) не сказаны

3. А) не сказав
Б) не где
В) не было
Г) не раз

4. А) далеко несимпатичный
Б) ненависть
В) совершенно невесёлый
Г) некто

6. Упражнение на разграничение НЕ и НЕДО-

В описаниях недоставало красок (недостаток по сравнению с нормой). Он нырнул, но дна не достал (незаконченное действие). Что ж ты, Пётр, свой кусок пирога не доел. Ночей недосыпала, куска недоедала. Из экипажа «Светлана» недосчитали ста шестидесяти семи человек. Она не дослушала, отошла прочь.

7. Комментированный диктант

(Не)хорошо прослыть (не)вежею, (не)приятно казаться и выскочкой. (Не)известности уже (не)было, всё уже было ясно для меня. Вот (не)хотя с ума свела. Она (не)годовала, (не)навидела тётю. Чистяков, (не)смотря на страшную усталость, (не)мог сомкнуть глаз. Была придумана совсем (не)интересная игра. Мы шли по (не)освещённым улицам городка. Принял совсем (не)обдуманное решение. Лодка приближалась к тому месту, где (не)защищённое от ветра море кипело и металось во мраке. Один в поле (не)воин. Ещё (не)тронутые краской осени весело зеленеют высокие стебли трав. Нашли (не)разрушенный, а совершенно целый шалаш.

8. Самостоятельная работа

Задания даны на карточках или на слайде. Слитно или раздельно? Задания А 18 прошлых лет ЕГЭ [1].

  • Обнаружен (не)опознанный летающий объект.
  • На столе только (не)допитый стакан сока.
  • У самой дороги чернели окнами ещё (не)заселённые дома.
  • (Не)сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет лучшие качества перед лицом смерти.
  • Ключи до сих пор (не)найдены.
  • Дом у Петровых (не)большой, но очень уютный.
  • Тишина была (не)зловещей, а какой-то мягкой, спокойной.
  • Князя Андрея раздражал (не)пропускающий к себе в душу холодный взгляд Сперанского.
  • Марья Гавриловна, (не)ведающая о том, что скрывается под маской Дефоржа, идёт на свидание.
  • Нового слугу хозяйка (не)взлюбила.
  • (Не)благодарный слушатель мешает даже хорошему рассказчику.
  • На столе лежала ещё (не)пожаренная рыба.
  • Черты лица (не) лишены приятности.
  • В этом (не)прореженном лесу молодые деревья растут медленно.

V. Подведение итогов урока

  • §58 стр. 175 упражнение 321 (Греков В. Ф. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах»)
  • Выполнить тест (раздаточный материал)

ЕГЭ: информационные технологии подготовки. Русский язык. Методические рекомендации./ Авт.-сост. Крашенинникова Л.А., Лукина И.В. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2011.

Будь умным!

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>НЕ с разными частями речи (10 класс)

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Ложникова Елена Филимоновна

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Тип урока: урок систематизации, обобщения и закрепления знаний

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Цели урока: 1) систематизировать материал по теме «не с разными частями речи», изученный в 5-9 классах, дополнить объём материала, установленного школьной программой;

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>2) сформировать прочный и осознанный навык правописания НЕ с разными частями речи;

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>3) ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>продолжать подготовку учащихся к ЕГЭ, отрабатывать навык выполнения тестовых заданий

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Оборудование: таблица «НЕ с разными частями речи», интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Ход урока

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>I ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>. Организационный момент.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>II ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>. Орфографическая работа (правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени и суффиксов причастий прошедшего времени — задание А16 ЕГЭ)

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Произносишь, обидевший, преобразуемый, служишь, перекинешь, относишься, выспишься, заключается, замасленный, видимый, приклеенный, курлычущие (журавли), увидишься, забудешь, приемлемый, защебечут, удержат, кажущийся, заблудишься, восстановленный, незабываемый, колышущиеся.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Для успешного выполнения данного задания учащиеся должны:

  • ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>определять спряжение глаголов (произносишь – произнос ;font-family:’Times New Roman’;text-decoration:underline» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>ить ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> – ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>II ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> спр. – пишем И; курлычУщие – курлык ;font-family:’Times New Roman’;text-decoration:underline» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>ать ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> – ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>I ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> спр. — У)
  • ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>видеть гласную инфинитива: обидЕвший – обидЕть
  • ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>помнить о «коварной» приставке вы-, которая перетягивает на себя ударение (выспишься – спИшь – ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>II ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> спр.)

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>II ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>I Постановка темы и целеполагание урока

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>На слайде слова Дмитрия Лихачёва.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>(Не)упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется (не)интересно. На земле нет (не)интересных мест: есть только (не)интересующиеся люди, люди, (не)умеющие находить интересное, внутренне скучные. Надо уметь погружаться в атмосферу того места, куда вас забросила судьба… (Д. Лихачёв)

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Задание

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Прочитайте текст. О чём слова Лихачёва? Как вы понимаете смысл данного высказывания? Спишите, раскрывая скобки, объясните орфограммы, расскажите правила орфографии, которыми вы руководствовались. Сформулируйте тему урока.

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>IV ;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>. Систематизация материала по теме урока. Работа с таблицей (слайды и раздаточный материал для учащихся)

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>слайд

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Слитно

;font-family:’Times New Roman'» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Раздельно

Как пишется: совсем нетронутый или совсем не тронутый?

Например: совсем не(тронутые) леса, совсем не(тронутый) ужин.

Слитно или раздельно?

По возможности объясните Ваш выбор.

В правилах правописания причастий ясно сказано, что при наличии слова Совсем и некоторых других наречий меры и степени, частица НЕ с причастием пишется слитно. Вообще по правилам НЕ с полными причастиями пишется слитно практически всегда, исключения составляют противопоставления и наличие зависимого слова. Поэтому в большинстве случаев в словосочетании Совсем нетронутые причастие НЕтронутый пишется слитно.

В большинстве, потому что есть и меньшинство, а именно при появлении зависимого слова это же причастие следует писать уже раздельно: Совсем не тронутый мною ужин.

И да, если наречие Совсем используется для усиления отрицания, как наречие Ничуть, то причастие Тронутый опять же можно писать раздельно, но тут грань очень тонкая.

Речь идет о правописании причастия «тронутый» с частицей «не». Слово «совсем», как и «совершенно», «очень», «весьма», «крайне», «почти», «полностью», «абсолютно», является наречием меры и степени. При наличии таких слов в качестве пояснительных причастия и прилагательные в полной форме с не пишутся слитно.

Поэтому, я думаю, следует написать «совсем нетронутый ужин (= оставленный), совсем нетронутые леса (= дикие, девственные). Как видим, слово «нетронутые» в сочетании со словом «леса» имеет значение прилагательного. А в этом случае, даже при наличии пояснительных слов, с частицей «не» напишем слитно, например «веками нетронутые леса».

совершенно невыполненное задание, очень неравнодушный человек, абсолютно непривлекательный вид, совсем нерадостный вид, крайне непонятное объяснение, абсолютно неуставший.

Но если помимо наречий меры и степени в словосочетании присутствует другое пояснительное слово, то тогда пишем частицу «не» раздельно в соответствии с общим правилом, например:

совершенно не подготовленный к экзамену ученик, совсем не решенная до сих пор задача.