🌞 Прочитай Укажи Предложения ты Любишь Летом Купаться в Реке
Какая часть речи слово «летом»?
Слово «летом» — это самостоятельная часть речи имя существительное или наречие в зависимости от смысла контекста.
Чтобы выяснить, какая часть речи слово «летом» в русском языке, определим его общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки в предложении.
«Летом» — это существительное
Разберемся, какой частью речи является слово «летом», исследовав его грамматические признаки в предложении:
Этим летом мы собираемся в поход по рекам.
У этого слова имеется определение в виде указательного местоимения:
Начальная форма — слово «лето», которое обозначает самое теплое время года, наступающее после весны и сменяющееся осенью.
Слово «лето» обозначает предмет и отвечает на вопрос что?
Это грамматические признаки имени существительного. Понаблюдаем, как оно изменяется по падежам в формах единственного числа:
- и. п. (что?) лет о
- р. п. наступление (чего?) лет а
- д. п. готовлюсь (к чему?) к лет у
- в. п. ждем (что?) лет о
- т. п. наслаждаемся (чем?) лет ом
- п. п. расскажет (о чем?) о лет е
Укажем в его составе словоизменительную морфему — окончание:
лет ом — корень/окончание
У этого существительного, которое в предложении является обстоятельством времени, чаще всего имеется определяемое слово в виде прилагательного, местоимения, порядкового числительного и пр. или предлог.
Примеры
Каждым летом дети едут на каникулы в деревню к бабушке.
Прошлым летом было много солнечных жарких дней.
Жарким летом купание в реке — это истинное наслаждение.
В августе дети прощаются с летом и собираются в школу.
Слово «летом» — наречие
Рассмотрим другой контекст и выясним, какая часть речи исследуемое слово в нем:
Степан встает летом вместе с солнцем.
В этом высказывании слово «летом» не изменяется, поясняет сказуемое и отвечает на обстоятельственный вопрос:
От существительного способом перехода из одной части речи в другую образовано слово другой части речи — наречие. Аналогично образуются от существительных однокоренные наречия со значением времени:
- морозной зимой — кататься зимой на санках;
- дождливой осенью — осенью опадают;
- ранней весной — прилетают весной.
В предложении у этого наречия нет определяющих слов или предлога как у неизменяемого слова:
лет ом — корень/суффикс
Баба Агафья не снимает платок даже летом.
Солнце освещает это ущелье донизу только летом.
Летом буйно цветут травы на лугу.
Итоговые работы по русскому языку 2 кл.
2 класс
ДИКТАНТ
Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли.
На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые березки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Он уходил через поля и леса на юг. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как все кругом стало радостно!
Слово для справки: осветились.
▪ В предложении «Он уходил через поля и леса на юг» подчеркнуть все слова, начинающиеся с гласного звука.
▪ Во втором предложении подчеркнуть буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.
Было теплое утро. На деревьях уже лопнули почки. Из земли показалась молодая травка. Цвели ивы. Дружно жужжали пчелы. Петя двигался по узкой тропе. Она вывела мальчика к ручью. Он напился холодной воды и побежал к палатке. На земле лежали круглые часы с острой стрелкой. Это был компас.
Слова для справок: компас, к палатке.
▪ Найти и выписать из текста три слова с безударной гласной в корне, приписать к ним проверочные слова.
▪ Подобрать имена прилагательные, противоположные по смыслу:
теплое утро – …
узкая тропа – …
Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в листве деревьев. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрасились в цвет зари. Над цветами стали кружить пчелки. Они пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и легкие крылья.
Прочитай текст. Опираясь на план, раздели текст устно на части. Спиши только первую часть.
Калина – невысокий ветвистый кустарник. Густые кусты калины покрыты красивыми широкими листьями. Весной чудесные белые цветы украшают этот кустарник. А осенью на нем горят гроздья красных плодов. Калина растет по берегам рек, озер, в хвойных лесах. Она предпочитает сыроватые места. Калину очень любили в старину. Народ сложил о ней песни и сказки.
▪ Как калина выглядит?
▪ Где растет калина?
▪ Как к калине относятся люди?
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
1. Обучающее изложение
Стоял теплый день. Пушистый кот Васька грелся на крыльце. Воробей клевал крошки хлеба. Чует кот добычу. Глазки у Васьки заблестели. Кот бросился на птицу.
Это заметил Алеша. Мальчик стал гнать Ваську. Кот злился. Алеша спас птицу. Воробей скрылся в кустах.
Вопросы по тексту
Какой был день?
Кто грелся на крыльце?
Кто клевал крошки хлеба?
Что чует кот?
Что сделал Васька?
Кто стал гнать Ваську?
Где скрылся воробей?
▪ Работа с текстом
Прочитать текст. Выбрать из него предложения, которые будут ответами на вопросы. Записать эти предложения.
Стоит на лесной опушке береза. Дятел пробил в коре дырочку. Он напился березового сока и улетел. Побежал ручеек по стволу дерева. Чистые крупные капли сока упали на землю.
Прилетели синицы. Закружились вокруг березы бабочки. Пришли и рыжие муравьи.
Всех угостила вкусным соком добрая береза.
Как дятлу удалось напиться березового сока?
Кого еще угощала вкусным соком добрая береза?
▪ Составить небольшой рассказ, используя данные слова:
Апрель; наступил, настал, идет, пришел; веселый, теплый, солнечный.
Капель; падает, звенит, стучит; частая, весенняя; с крыш, на землю.
Сугробы; осели, почернели, растаяли; пушистые, большие; у дома, крыльца.
Ручей; бежит, звенит, журчит; быстрый, проворный; весело, шумно.
Ребята, дети; пускают; кораблики, лодочки.